|
Ламинировать интерес Перспективу долгосрочного вложения средств в нашу отрасль иностранцы оценили не сразу. Политическая, и последовавшая за ней экономическая стабильность сделали свое дело. Инвестиции в производство ламинированных полов потекли достаточно бурно. Особенно, когда стало понятно, что конкурировать не с кем. Нужно просто поделить между собой этот необъятный рынок и совершенствовать продвижение товара. Тем более что марок, заполонивших наши прилавки, предостаточно, дает свою оценку Дмитрий Олишевский По данным аналитиков, мировой рынок ламинированных полов оценивается примерно в 1,5 млрд кв. м. Судя по динамике продаж (в среднем 35-40 % ежегодно), российский потребитель по достоинству оценил этот практичный материал, обладающий не только отличными прочностными и эксплуатационными характеристиками, но и относительно невысокой стоимостью. Со времени первого применения в Швеции около 20 лет назад этот вид покрытий претерпел ряд конструктивных и технологических изменений. Но суть осталась прежней. В современном исполнении – это сложная многослойная конструкция в виде панели длиной примерно 1,2 тыс. мм и шириной около 200 мм (существуют и другие типоразмеры). Настоящий высококачественный ламинированный пол всегда имеет минимум четыре слоя (общей толщиной не более 9 мм), каждый из которых выполняет свою функцию. Большинство зарубежных производителей, в том числе такие известные фирмы, как шведская Pergo АВ и бельгийская Unilin D?cor, для изготовления основы используют особо качественные древесно-волокнистые плиты высокой плотности (HDF). Выполненные из экологически чистых материалов методом горячего прессования несущие панели обладают высокой механической прочностью и устойчивостью к внешним нагрузкам, включая и тепловые. С целью повышения водонепроницаемости плиты пропитываются специальным раствором, а дополнительную стабильность им придает меламиновыи слой, закрепляемый на обратной стороне панелей под высоким давлением и при высокой температуре. Эстетическую функцию выполняет печатный декоративный слой, припрессованный к плите сверху. В настоящее время на российском рынке преобладает ламинат импортного производства. И доминирование иностранцев, по оценкам специалистов, сохранится еще долгое время. Уже сейчас ежегодные объемы импорта оцениваются в $10–$12 млн, причем более 70 % приходится на Германию, Литву, Польшу. Импортировать, конечно же, хорошо, считают за рубежом, а инвестировать еще лучше. Ведущие западноевропейские фирмы – производители древесных плит по достоинству оценили перспективность вложения средств в строительство собственных заводов в России. Их привлекает обеспеченность дешевым древесным сырьем с минимальными затратами на его транспортировку, относительно дешевые энергоресурсы, незаполненный российский рынок по ДСП, МДФ и ОСБ, наличие в России заводов с устаревшей техникой, которым сложно будет составить конкуренцию более современным производствам и в первую очередь по себестоимости выпускаемой продукции. В этой связи в России строится несколько заводов, которые в ближайшее время смогут частично удовлетворить спрос. Крупномасштабных производств ламинированного паркета в России до сих пор не существует. По словам руководителя отдела корпоративных рейтингов агентства «Эксперт РА» Дмитрия Кабалинского, изготовлением ламината занимаются лишь небольшие деревообрабатывающие предприятия, выпускающие его по западным технологиям, но погоды на рынке они не делают. До настоящей конкуренции с импортом им еще далеко. Пока же австрийская компания Kronospan построила в Московской области завод по производству МДФ, ДСП и ламинированного паркета мощностью 150 тыс. кубометров. В середине ноября 2003 г. инвестиционный договор с администрацией Ивановской области и г. Шуя подписало ООО «Эггер Древпродукт», российское представительство австрийской компании. Австрийцы построят в Шуе предприятие по производству ДСП, МДФ и ОСБ, а также ламината для пола стоимостью 320 млн евро. Наиболее широко известны на российском рынке Atex, BS, Classen, Eurofloore, Hols Dammers Moers (Дания), Kronospan GmbH, Kronotex Fussboden GmbH, Osmo, Parador, Witex, (Германия), Dekorfloor (Швейцария), Norske Skog Flooring, (Норвегия), Perstorp Flooring AB (Швеция), Unilin Decor (Бельгия), KAINDL Flooring, (Австрия) «Петропрофиль», «Альта-профиль», «Интеко», «Профильлайн», (Россия). Вся эта продукция различна по качеству и, соответственна, по цене. «Элитные» ламинаты производят компании Perstоrp Flooring AB (Швеция), Kaindl (Австрия), Norske Skog Flooring (Норвегия) и Witex (Германия). «Из существующих шести классов ламината (21–23-й, 31–33-й), – рассказывает Александр Дерюгин, менеджер по продажам фирмы «Стройимпорт», – 21-й пригоден для жилых помещений с легкой нагрузкой, 22-й – со средней, 23-й – с высокой. Ламинаты, способные выдерживать нагрузки, характерные для общественных помещений, относятся к 31–33-му классу. Соответственно классам ламината разнится и цена. Так, 21 и 22-й класс продаются в России по цене $8–$25 за кв. м, 23 и 31-й – $25–$33, 32 и 33-й – до $40». Кроме принадлежности к тому или иному классу, на цену ламината влияет еще несколько факторов. Главные из них – толщина, способ крепления и принципиальные изменения в конструкции или материале покрытия. Так, типичное ламинатное покрытие имеет толщину 7 – 8 мм, однако встречаются и 6-миллиметровые образцы. Соответственно в одной и той же серии более толстый ламинат дороже. Существуют ламинированные покрытия с «замками» (или «защелками»), для их укладки клей не нужен. Эти полы называются «сборными», а старые, традиционные, – «клеевыми». Долгое время обязательным было соблюдение двух требований: применение специального фирменного клея для склеивания торцов пластин и использование «подложки» из гофрированного картона или пробки для выравнивания поверхности (чтобы пол не был «гулким»). Сейчас появились коллекции ламината бесклеевой связки с замковым соединением. Его объемы увеличиваются. Компания Alloc, например, применяет «замок» из алюминиевого профиля, он установлен на сверхпрочном образце Fibo-Trespo. Другой «замок» – Fiboloc прорезан в середине фибры ламината прямого прессования высокой прочности. Доски ламинированного покрытия соединяют, защелкивая их кромки одна в другую. Конструкция «замка» позволяет быстро и прочно соединить доски между собой. Обработка торцов пластины при изготовлении «сборного» ламината – процесс трудоемкий, а значит, и более дорогой, чем «клеевый» вариант. Поэтому цена «сборного» ламината примерно на 30 % выше, чем «клеевого» аналог того же класса. Что касается подложки, то не так давно появилась серия ламинатов Silit Comfort фирмы Witex, где подложка уже включена в структуру покрытия. Недостаток подавляющего большинства напольных покрытий, в том числе и ламината, – «водобоязнь». Производители, гарантирующие стопроцентную защиту своей продукции от воды, естественно повышают ее стоимость. Цены на «элитные» и «усовершенствованные» варианты ламината приблизительно в 1,5–2 раза выше, чем на обычные виды.
|
|