|
Петербургский рынок стройматериалов разобрали по кирпичам. Осталась только каменная вата. Рассказывает Светлана Михеева В 2004 г. на рынке стройматериалов окончательно сформировалась группа монопо-листов, поделивших рынок основных стройматериалов. Кроме того, в С.-Петербург при-шли новые крупные игроки: городские предприятия приобрели московские «Интеко» и «Рострой», немецкая Basalt. Лидеры рынка полагают, что положение, установившееся на рынках песка, кирпича, бетона и щебня, в 2005 г. существенно не изменится, а событий следует ждать в сегменте новых высокотехнологичных материалов: утеплителей и поли-меров. Монополисты расширяются В 2004 г. заметно усилила свои позиции группа ЛСР, которая включает 26 пред-приятий по добыче и переработке сырья, производству и перевозке стройматериалов, а также строительству зданий. В мае ЛСР за 50 млн евро приобрела у австрийской Knauf кирпичный завод в Колпине мощностью 100 млн кирпичей в год. В результате этой сдел-ки группа ЛСР, занимавшая около половины рынка кирпича С.-Петербурга и Ленобласти за счет ЗАО «НПО "Керамика"» и «Ленстройкерамики», увеличила свою долю до 75%. У ЛСР есть и еще один «кирпичный» проект – строительство нового завода мощностью 70 млн кирпича в год в г. Никольском (Ленинградская обл.), однако после покупки предпри-ятия компания решила его заморозить на полтора-два года. Летом группа реорганизовала собственный бетонный и цементный бизнес, объеди-нив семь своих заводов в ОАО «Объединение 45». На момент создания акционерного об-щества его коммерческий директор Сергей Янкин оценивал долю ЛСР на петербургском рынке товарного бетона в 20% (весь объем рынка, по данным его участников, составляет 1,5–2,5 млн кубометров). Сейчас первый вице-президент группы ЛСР Игорь Левит оцени-вает «бетонную» долю ЛСР в С.-Петербурге уже в 30%. Кроме того, ЛСР заявила о наме-рении осваивать бетонный рынок Ленобласти. Сейчас потребности Ленобласти, по раз-ным оценкам, не превышают 150–200 тыс. кубометров, тогда как потребности С.-Петербурга составляют около 2 млн кубометров. Бетон в Ленобласти востребован в ос-новном для строительства новых промышленных предприятий. Однако в связи с увеличе-нием объемов загородного домостроения и планов областной администрации по развитию инфраструктуры вокруг КАД и жилищного строительства, прежде всего в Кудрове, соот-ветственно возрастет и потребность в товарном бетоне. В 2005 г. группа ЛСР намерена освоить два новых для себя рынка. Группа запустит крупнейшее в России производство газобетона на территории собственного ОАО «Санкт-Петербургский речной порт». С его вводом ЛСР планирует занять сразу 25% рынка газо-бетона С.-Петербурга и Ленобласти, выпустив около 110 тыс. кубометров. В дальнейшем ежегодные мощности предполагается нарастить до 300 тыс. кубометров. Производство собственного газобетона позволит ЛСР начать строительство монолитных домов. Пока группа представлена на жилищном рынке в элитном секторе (через ОАО «Строительная корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга"») и панельном домостроении (ЗАО «Гат-чинский ДСК» и ЗАО «ДСК "Блок"»). Кроме того, ЛСР как поставщик стройматериалов для дорожного строительства об-завелась собственным подрядчиком, приобретя 100% акций лидера дорожно-строительного рынка Ленобласти – объединения «Дорстройпроект». Сумма сделки не раскрывалась, но, по оценкам экспертов, она составила $12–$15 млн. В структуре группы «Дорстройпроекту» предстоит стать основой для создания генподрядной структуры под крупные инфраструктурные проекты. По мнению экспертов, «Дорстройпроект» сможет не только получать большие подряды в рамках стратегических проектов вроде КАД и дамбы, но и занять определенную долю на петербургском дорожном рынке, который оценивается в 7–8 млрд руб. В сентябре группа ЛСР открыла четвертый дробильно-сортировочный за-вод на базе ОАО «Гранит–Кузнечное» стоимостью $12 млн. Однако доля ЛСР на рынке нерудных материалов составляет всего 25%, лидерство здесь сохраняет ПО «Ленстройма-териалы», которое в прошлом году тоже обзавелось новым для себя производством, при-обретя контрольный пакет акций колпинского завода ЗАО «Стройполимер». Колпинский производитель отделочных стройматериалов, в том числе утеплителей и линолеума, зани-мал на момент сделки, по оценке «Ленстройматериалов», 16% российского рынка этой продукции. Курс на жилье Если для группы ЛСР строительство жилья всегда было одним из основных на-правлений, то в 2004 г. сразу три производителя стройматериалов заявили о намерении расширить свою сферу деятельности и заняться жилищным строительством. Этот рынок не только считается более доходным, но и гарантирует сбыт собственной продукции. В частности, ООО «Холдинговая компания "СЗНК"» («Северо-Западная нерудная компа-ния») зарегистрировало ЗАО «Инвестиционно-строительная группа "Норманн"» и строит первый кирпично-монолитный дом на Витебском проспекте. СЗНК планирует построить в 2005–2006 гг. 30 тыс. кв. м жилья. Под свой проект компания намерена вложить до $3 млн в запуск двух новых заводов по производству товарного бетона мощностью 400 тыс. ку-бометров в год. Сейчас в составе СЗНК три бетонных предприятия, которые в 2004 г. вы-пустили 145 тыс. кубометров бетона. Кроме того, к 2006 г. СЗНК намерена приступить к производству железобетонных конструкций. На рынок жилищного строительства в прошлом году вышел и ведущий на Северо-Западе производитель тротуарной плитки «Меликонполар». Правда, в С.-Петербурге «Меликонполар» будет строить не раньше 2006 г., сделав пока ставку на Всеволожский район Ленобласти, где нет такой конкуренции. К 2007 г. «Меликонполар» планирует еже-годно строить 50 тыс. кв. м жилья, заняв 2–3% от общего объема первичных рынков С.-Петербурга и Ленобласти. Кроме того, в июле о своем намерении начать в 2005 г. строи-тельство высотных домов из блоков собственного производства заявило петербургское ОАО «Ленстройдеталь». Впрочем, как отмечает его генеральный директор Александр Ле-лин, в лучшем случае производители предлагают жилье в своих домах по расценкам на 2–3% ниже рыночных. Новые лица бетонного рынка Гораздо большее влияние на рынок, по мнению строителей, могло оказать приоб-ретение московским концерном «Интеко» 100% ЗАО «Пикалевский цемент» у холдинга «Металлург», который обеспечивает до 65% петербургского цементного рынка. Сделка была завершена в мае, сумма ее, по оценкам экспертов, превысила $35 млн. С этой покуп-кой «Интеко» стал вторым по величине российским производителем цемента после хол-динга «Евроцемент». Впрочем, петербургские застройщики отмечают, что «Интеко», во-преки опасениям, не пошел на ощутимое повышение цен, тем более что местные произво-дители бетона работают и с другими поставщиками. Московский партнер «Интеко» – ЗАО «Рострой» приобрело в Ленобласти ОАО «Завод железобетонных изделий № 1» (ЗЖБИ), которое должно стать одним из основных поставщиков стройматериалов для Московской инвестиционно-строительной компании. На момент покупки ЗЖБИ был банкротом, по-этому сумму сделки сторонние наблюдатели оценили в $1,5–$2 млн. Пока мощности ЗЖБИ позволяют выпускать около 20 тыс. кубометров железобетона в год. Однако сейчас завод реконструируется под производство сборных железобетонных конструкций для строительства домов. В 2006 г. ЗЖБИ планирует выйти на ежегодный выпуск 220 тыс. ку-бометров сборного железобетона, что позволит монтировать 250 тыс. кв. м жилья. На мо-мент сделки петербургские участники рынка отмечали, что «Росстрой» не единственная московская компания, которая сейчас подыскивает здесь завод по производству ЖБИ или бетона. Однако о новых сделках в Петербурге пока не слышно. Тем временем производство ЖБИ активно наращивают местные компании, но ори-ентируются уже не на жилое строительство, а на коммерческую недвижимость. Так, пе-тербургская «М–индустрия» совместно с эстонской E-Betoonelement AS в августе начала выпуск изделий из железобетона, предназначенных для строительства торговых комплек-сов, паркингов, спортивных комплексов. Проектная мощность предприятия – 100 тыс. ку-бометров в год. Схожее производство запустило ОАО «Ленстройдеталь» на базе Пикалев-ского комбината железобетонных изделий. «Ленстройдеталь» заказала ЗАО «НПО "Гео-реконструкция–фундаментпроект"» разработку универсального сборного железобетонно-го каркаса для автомобильных стоянок и многоэтажных торговых комплексов. Генераль-ный директор ОАО Андрей Волков рассчитывает на строительство 10 тыс. паркомест в год. Нет свободных мест В конце лета появилась информация о том, что на российский рынок щебня выхо-дит один из крупнейших мировых производителей дробленого камня – германский кон-церн Basalt AG. По данным областных чиновников, Basalt приобрел основную долю в ус-тавном капитале ООО «Карьер–Щелейки» в Подпорожском районе Ленобласти. Предста-вители Basalt подтвердили факт приобретения завода, но дальнейшие свои планы пока не комментируют. Рынок ждал прихода другого международного игрока кирпичного рынка – австрийской компании Wienerberger. По информации из различных источников, Wienerberger подыскивала участок в Ленобласти под строительство своего завода. Тем не менее нынешние лидеры полагают, что потеснить их будет достаточно сложно. «В 2005–2006 гг. на рынке стройматериалов Северо-Запада, на мой взгляд, новых крупных игроков не появится, – Игорь Левит. – Возможно, о своем намерении осваивать регион заявят ино-странные компании, которые могут попытаться занять нишу производства тех строймате-риалов, которые здесь не выпускаются, например каменной ваты». С ним согласен пред-седатель правления ОАО «ПО "Ленстройматериалы"» Дмитрий Игнатьев: «На рынке ос-новных материалов – кирпича, песка, щебня, цемента, металла – серьезных изменений не будет. На рынке производства ЖБИ скорее всего будет идти процесс концентрации и цен-трализации. Появление новых крупных игроков весьма вероятно в производстве новых высокотехнологичных материалов: утеплителей и полимеров».
|
|