|
Около 100 млн евро – таков сегодня, по оценкам аналитиков, объем российского рынка водонагревателей. Причем цифра эта растет с каждым годом. Подробнее о сег-менте рассказывает Елизавета Лаврова Сегодня на российском рынке представлены все существующие типы водонагревате-лей: газовые и электрические, проточные и накопительные. Однако так было не всегда. Еще лет 15 назад потребителю в большинстве случаев предлагался скудный модельный ряд тра-диционных проточных газовых водонагревателей, которые в обиходе называют просто газо-выми колонками. Да что там модельный ряд! Импорта практически не было, а советская промышленность едва обеспечивала рынок первичной установки. Во многом благодаря именно этому фактору сегодня в сегменте сложилась такая благоприятная для производите-лей и продавцов ситуация. Исторические тенденции В Советском Союзе производство газовых водонагревателей контролировалось соот-ветствующим государственным органом – Газмашаппаратом. Несмотря на плановую эконо-мику, нехватка этих приборов была изрядная. Производимого количества было достаточно лишь для обеспечения потребностей нового строительства, а рынок замены оставался совер-шенно неохваченным. Тогда в стране работало всего три завода по производству водонагревателей: в Ленин-граде, в Львове и в Сухуми. Спрос на их продукцию был значительно выше, чем фактиче-ское производство: новое строительство требовало около 500 тыс. водонагревателей ежегод-но, примерно столько же было необходимо на замену. Завод «Газаппарат» в Ленинграде обеспечивал рынок где-то на четверть (270 тыс. водонагревателей в год). Производства в Львове и в Сухуми были значительно скромнее (по 100 тыс. приборов). Ситуация осложнялась тем, что электрических водонагревателей в то время также производилось очень мало, да и импорт их был крайне ограничен. В основном потребителю была доступна модель ВПГ (водонагреватель проточный газовый) с различными индексами, но все ее модификации имели очень примитивный дизайн, да и качество оставляло желать лучшего. Переход России к рыночной экономике первоначально «переломил» ситуацию к худ-шему. Производство на вышеупомянутых заводах резко упало, причем два из них оказались вне российской территории. Завод в Сухуми закрылся после гражданской войны в Грузии. Производство в Львове в 1990-х гг. упало в 100 раз, однако в 2001 г. завод был куплен укра-инским инвестором, переименован в «Теплообменник» и стал активным игроком уже на ук-раинском рынке. По сравнению с советским периодом резко упал и уровень производства «Газаппарата», но завод продолжал оставаться лидером рынка вплоть до 2002 г. В то время как названные производители водонагревателей старались приспособиться к другим экономическим условиям, новые игроки, вышедшие на рынок, пытались удовле-творить отложенный спрос, созданный в советское время недостаточным предложением. Правда, над изменением ассортимента они особо не задумывались, предлагая потребителю те же традиционные модели ВПГ. В целом же, ситуация на рынке водонагревателей колебалась вместе с экономическим благосостоянием страны. Последовательный ежегодный рост рынка в течение 1990-х гг. был грубо прерван финансовым кризисом в августе 1998 г. Впрочем, все вернулось на круги своя уже через год. В 2003 г. рост объемов рынка составил внушительную цифру – 23,6%. Дело в том, что именно в это время резко увеличились продажи накопительных электрических, про-точных электрических и проточных газовых водонагревателей. Отметим, что, согласно данным 2002 г., приблизительно 61% российских домохо-зяйств имеют горячее водоснабжение из теплосистемы района (77% в городах и 19% в сель-ских районах), часть населения (главным образом сельская) использует печи, а 26% домохо-зяйств (59% в сельских районах) не имеют никакого магистрального водоснабжения. Неуди-вительно, что спрос на водонагреватели является относительно невысоким для такой гигант-ской страны, как Россия. Вместе с тем на отечественный рынок водонагревателей большое влияние оказывает фактор летних отключений горячего водоснабжения. В 1996–2004 гг. маркетологами был отмечен существенный спрос на импортные электрические водонагреватели, которые приоб-ретаются населением в качестве дублера центрального водоснабжения. Впрочем, спрос на них носит сезонный оттенок. Основные продажи приходятся на апрель – октябрь. Как показывают маркетинговые исследования потребительских предпочтений, в на-копительных электрических водонагревателях более всего заинтересованы жители городов, в меньшей степени – жители сельских районов, где нет газового снабжения. Проточные элек-трические водонагреватели особенно популярны среди владельцев летних домиков и дач, а также помещений нежилого типа вроде кафе и ресторанов. Проточные газовые водонагрева-тели чаще всего устанавливаются впервые или на замену в индивидуальных домах и кварти-рах в городских и сельских районах с центральным газоснабжением. А вот объем рынка на-копительных газовых водонагревателей в России крайне небольшой. Рынок сегодня В 2004 г. объем продаж водонагревателей в России впервые превысил 1,3 млн штук. Такому спросу благоприятствовали несколько причин: – улучшающееся состояние экономики со средним ростом ВВП в 5–6%; – растущая покупательская способность населения; – увеличение спроса на замену большого количества приборов, поддержанное в неко-торых регионах правительственными инициативами (особенно в Москве); – ухудшающееся состояние районных теплосетей; – обширная сеть трубопроводов, а также низкие цены на природный газ; – наличие на рынке недорогих накопительных водонагревателей из Италии и газовых проточных водонагревателей отечественного производства; – увеличение продаж в регионах. Долгое время отличительной особенностью российского рынка было наличие боль-шого количества проточных газовых водонагревателей (в 1998 г. их доля достигла своего пика, составив около 49%, однако в 2004 г. она сократилась до 34%). Однако постепенно на-копительные электрические приборы получили широкое распространение и вытеснили с рынка проточные газовые, получив более 51% рынка. Еще 14% занимают проточные элек-трические водонагреватели, и менее 1% – газовые накопительные. Оценивается, что из общего объема рынка водонагревателей: – примерно 260 тыс. шт. (20%) требуется для нового строительства; – около 390 тыс. шт. (30%) идет на первичную установку; – 650 тыс. шт. (50%) идут на замену устаревших и вышедших из строя приборов. Рынок замены, как считают специалисты, имеет в России огромные перспективы, по-скольку большинство водонагревателей (главным образом установленные в советское время проточные газовые приборы) уже выработали положенный им срок эксплуатации. Взгляд в будущее Большинство игроков оценивают перспективы рынка очень оптимистично, по край-ней мере на ближайшие пять лет. И хотя российский рынок традиционно считается трудно-предсказуемым, кажется, все согласны, что рост в сегменте водонагревателей к 2008 г. дол-жен достигнуть как минимум двойных объемов. Три основные причины его роста в 2002–2003 гг. должны сохранить свое влияние на рынок и в последующие пять лет: – улучшающееся состояние экономики и растущая покупательская способность насе-ления, в особенности влияющая на рынок накопительных электрических водонагревателей; – расширение рынка замены проточных газовых водонагревателей (парк приборов по всей стране составляет 8–10 млн шт.); – отсутствие национальной программы по реконструкции районных сетей. Если рассматривать перспективы рынка по типам водонагревателей, то, по мнению специалистов, они следующие: – размер рынка накопительных электрических приборов к 2007 г. достигнет 1 млн шт., во многом расширению этого сегмента должно поспособствовать открытие завода MTS око-ло С.-Петербурга мощностью 500 тыс. шт. в год; – сегмент проточных газовых водонагревателей будет расти более умеренными тем-пами, часть этого рынка займут завоевывающие популярность комбинированные котлы, осо-бенно после того, как новые СНИПы разрешили тепловые преобразования в квартирах мно-гоэтажных зданий; – рынок проточных электрических водонагревателей продолжит расти из-за преобла-дания очень дешевых импортных изделий и поставок от новых российских производителей; – сегмент накопительных газовых приборов будет расти очень медленными темпами из-за более высоких цен. Взгляд маркетологов Емкость российского рынка водонагревателей (исключая комбинированные котлы) сегодня оценивается специалистами в 93,5 млн евро. В 2002 г. она составляла около 78,3 млн евро. Газовые водонагреватели Проточные газовые водонагреватели, по оценке специалистов, составляют 35% обще-го рынка подобных приборов, в то время как число накопительных газовых моделей остается крайне низким и составляет менее 1% от общего количества. Самый распространенный российский проточный газовый водонагреватель – ВПГ – выпускается с 1986 г. Несмотря на низкую норму потока, он до сих пор применяется как многоточечный водонагреватель для получения горячей воды на кухне и в ванной. Россий-ские приборы вообще менее эффективны и используют значительно больше газа, чем запад-ные модели с той же тепловой емкостью. Стоит также отметить, что срок эксплуатации большинства российских водонагревателей, заявленный производителем в техпаспорте, в реальности зачастую сокращается в два-три раза. Впрочем, некоторыми отечественными компаниями предпринимаются попытки модернизировать свою продукцию, чтобы значи-тельно улучшить ее качество. Это касается как минимум двух производителей – «Сибгаз-прибор» и «Ванадий–Тула». Их модели уже сегодня качественно превосходят стандартные ВПГ. Что касается цен, то тут кризис 1998 г. и девальвация рубля очень помогли россий-ским производителям, которые получили прекрасную возможность хотя бы по этому пара-метру превзойти западных конкурентов. Сегодня стоимость российских проточных газовых водонагревателей составляет 60–70 евро для традиционных моделей ВПГ и около 100 евро для моделей, в которых использованы европейские компоненты и дизайн. Цены на импорт-ные приборы колеблются в диапазоне $127–$175 (данные 2002 г.). Именно благодаря низкой, по сравнению с зарубежной продукцией, стоимости российские производители смогли в 2004 г. занять около 80% этого сегмента. В целом же, продажи в нем составили около 470 тыс. приборов. Сегмент накопительных газовых водонагревателей выглядит гораздо скромнее, при-чем импорт занимает все 100%. Продажи в нем в прошлом году составили 4,5 тыс. приборов, при этом львиная доля реализованной продукции принадлежит холдинговой группе MTS, с которой другим производителям сложно конкурировать из-за низких цен. Электрические водонагреватели На рынке электрических водонагревателей доминирует импорт. В целом, по оценкам специалистов, доля накопительных электрических водонагревателей составляет 46% продаж водонагревателей всех типов. Проточные электрические приборы занимают 14%. Длитель-ное время электрические проточные водонагреватели лидировали в этом сегменте, прежде всего из-за низких цен, но это не могло долго продолжаться, поскольку потребители стано-вятся более проницательными и постепенно переходят к накопительным моделям. Ценовой диапазон эконом-сегмента этого вида водонагревателей составляет $50–$100 за прибор. Здесь доминируют итальянские производители, среди которых и такие лидеры рынка, как MTS и Lorenzi Vasco. Качество и стоимость приборов, предлагаемых поставщи-ками накопительных электрических водонагревателей, часто зависит от многих факторов: тип внешнего покрытия (цинк, эмаль, антикоррозионная сталь), размер и даже форма (квад-рат или круг). Подавляющее большинство проточных электрических водонагревателей также относятся к эконом-сегменту. Средняя цена (из-за низкой стоимости приборов российского производства) – 60 евро. В целом, эконом-сегмент составляет 90% всех продаваемых элек-трических водонагревателей. Если обобщить все вышесказанное, становится очевидно, что сегодня в сегменте на-копительных электрических водонагревателей доминирует импорт, в то время как в сегменте газовых водонагревателей – российские производители, хотя присутствие здесь зарубежных компаний в последнее время начало увеличиваться. Небольшой сегмент накопительных га-зовых водонагревателей целиком состоит из импорта, в то время как предложение проточ-ных электрических приборов смешано. Импортные поставки идут в основном из Европы, в частности из Италии, Германии и Чехии.
|
|