|
В каком состоянии сегодня нахо-дится российский рынок строительных материалов и каковы его перспективы со-вместно с аналитиками агентства Symbol-Marketing выясняла Елизавета Лаврова Главным катализатором развития рынка стройматериалов является активность строительной отрасли. Строительный комплекс России, объединяющий более 140 тыс. ор-ганизаций и промышленных предприятий и более 10 тыс. проектно-изыскательских фирм, обеспечил в первой половине 2004 г. ввод нового жилья в объеме 13,161 тыс. кв. м, что составило более 103% к аналогичному периоду 2003 г. Увеличение количества квадратных метров не отразилось на тенденции к росту цен. Многие строители объясняют повышение цен на жилье стремительным ростом цен на стройматериалы. Действительно, при нынешней структуре рынка любое повышение цен на основные расходные материалы (металл, бетон, щебень, песок, кирпич) болезненно воспринимается его участниками. Вместе с тем влияние этого фактора на общую динами-ку цен не следует переоценивать. По мнению экспертов, главным фактором, подталки-вающим цены вверх, является устойчивый платежеспособный спрос, который, помимо прочего, носит также спекулятивный характер. Соответственно, активность населения в области строительства и ремонта остается высокой и, возможно, продолжит свой рост в будущем. Продавцам товаров для дома это обещает, по минимальным оценкам, 30–40-процентный рост оборотов к 2005 г. Объем од-ного из главных сегментов «домового рынка» – торговли товарами для чистовой отделки помещений – может вырасти до $350–$370 млн в год. По оценке аналитиков агентства, объем рынка отделочных материалов в России равен примерно $6 млрд (из них $1,5 млрд приходится на Москву). По различным оценкам, импорт составляет более 60% рынка от-делочных материалов. Вместе с ростом спроса происходит изменение потребительских предпочтений в отношении используемых материалов. Это далеко не всегда оказывается на руку отечест-венным производителям, поскольку их продукция в основном изготовлена по традицион-ным, зачастую устаревшим, технологиям. Неблагополучие отечественной промышленно-сти в 1990-е гг. позволило зарубежным компаниям обосноваться на российском рынке строительных материалов, обеспечив высокий уровень конкуренции во многих сегментах рынка. Производство российских строительных материалов в 2003–2004 гг. характеризу-ется разнонаправленной динамикой. В I-м полугодии 2004 г. значительная положительная динамика наблюдалась в производстве напольной керамической плитки, листового тер-мополированного стекла, линолеума, цемента, мягких кровельных материалов, панелей и других конструкций для крупнопанельного домостроения. Спад наблюдался в производ-стве минеральной ваты и изделий из нее, а также строительного стекла. Емкость российского рынка лакокрасочных материалов сегодня, по разным оцен-кам, составляет около 800–900 тыс. т, причем импортная продукция занимает около 20–25%. Отечественные производители находятся в достаточно сложной ситуации, поскольку продолжается активное освоение рынка иностранными производителями, работающими более эффективно. Наиболее известными марками отечественных товаров являются «Текс», «Эм-пилс», «Ярославские краски». Самые популярные иностранные марки – Tikkurila, Akzo Nobel, Meffert AG. Доля импорта лакокрасочных материалов в 2002–2003 гг. достигла 40% от общего объема потребления. Рынок сухих строительных смесей (ССС) оценивается в 1 млн т, из них около 200 тыс. т – зарубежные материалы. К 2005 г., по данным Союза производителей ССС, эта цифра может увеличиться в три раза. На рынке постоянно появляются новые производи-тели, и самые крупные из них успешно конкурируют с иностранными компаниями. Наи-более популярной отечественной маркой сухих смесей можно считать марку «Старатели». Основные импортные марки – Vetonit, Atlas, Knauf. Рынок ССС еще до недавнего времени характеризовался высокой степенью конку-ренции. Более сложная нынешняя ситуация обусловлена, во-первых, продолжающимся активным освоением рынка иностранными производителями и, во-вторых, нарастающей концентрацией производства из-за скупки активов предприятий отрасли (что характерно для цементного производства) некоторыми отечественными строительными корпорация-ми. Темпы роста цементного производства в текущем году на 1,75% опережали сред-ние темпы роста по промышленности в целом и на 2,3% – по промышленности строитель-ных материалов. Однако, несмотря на это, отраслевые аналитики опасаются, что уже к 2006–2007 г. в стране может возникнуть дефицит цемента. Эксперты считают, что скупка цементных активов позволит отдельным холдингам диктовать свои цены на рынке уже через несколько лет. Таким образом, происходит концентрация цементных активов, и, ви-димо, в ближайшее время они, как и на западном рынке, будут сосредоточены у основных игроков. Отмечается интерес ведущих западных и отечественных производителей к рынку тарированного цемента. Объем рынка современных кровельных материалов для скатных крыш в 2003 г. был равен 45 млн м кв. Самым распространенным типом покрытия для скатных крыш ос-тается шифер, занимающий более двух третей рынка. Оставшаяся треть неравномерно распределена между кровельным железом и новыми типами материалов: металлочерепи-цей (около 50%), мягкими кровельными плитками (приблизительно 25%), керамической и цементно-песчаной черепицей и гофрированными листами с битумной пропиткой. Пер-спективным считается рынок гибкой черепицы: в 2003 г. он вырос на 24% и в перспективе будет расти на 20–30 % в год. Иностранные производители увеличивают объемы инвести-ций в данном секторе, строят заводы. Емкость российского рынка обоев в 2003 г. составила 210 млн стандартных руло-нов. В России до сих пор существует спрос на обои, тогда как в странах Запада большин-ство людей перешли на современные виды штукатурки и краски. Поэтому продолжаются поставки традиционной продукции из стран дальнего и ближнего зарубежья, сопровож-дающиеся вытеснением отечественных компаний. Крупными производителями обоев яв-ляются ЗАО «Московская обойная фабрика», ОАО «Мосстройпластмасс», ЗАО «Ростов-бумага», ООО ПКП «Сыктывкарские бумажные изделия», ОАО «Тулабумпром». По прогнозам аналитиков Symbol-Marketing, совокупный рост объема строитель-ных работ в ближайшие годы сохранится, сдерживать его будет разве что введение новых стандартов в отрасли. Судя по всему, предполагается более энергичное вмешательство государства в рыночные процессы. Ужесточение экологических и технологических норм и введение нового Градостроительного кодекса создадут дополнительные проблемы строи-телям. Это приведет к повышению качества и росту стоимости работ. Темпы роста ипо-течного кредитования останутся высокими и будут все больше определять рост объема подрядных работ в жилищном строительстве, что не может не сказаться на динамике про-изводства стройматериалов.
|
|